«М+Ж»
АВТОР: Павлов Олег | January 21, 2010
Love Journal, Россия, 2009, 75 мин., PG. Реж. Александр Черных («Он не завязывал шнурки», сериал «Человек без пистолета»); в рол.: Григорий Антипенко (Роман Емельянов), Нелли Уварова (Вероника), Александра Ребенок (Рита), Ирина Низина (Наташа), Людмила Колесникова, Алексей Колубков, Анна Кузминская, Илья Исаев
Жанр. Глянцевая романтическая комедия.
Первоисточник. Фильм снят по одноименному роману выпускников физфака БГУ – Андрея Жвалевского (род. 28.5.1967 г. в Гродно) и Евгении Пастернак (род.6.5.1972 г. в Минске). Он сочинялся «по ролям», то есть писатели продолжали и развивали реплики друг друга. Книга сначала была выложена в интернете, стала популярной, а затем уж обрела бумажную форму и была трижды переиздана. Соавтор модного сериала «Солдаты» Жвалевский иронично называет «М+Ж»«М+Ж» «образцом экранизации книги.
Сюжет изменен. Диалоги переписаны. Даже имена и возраст героев не те, что в книге. Но некая общая идея передана очень правильно. Если бы пытались делать подстрочник, получилось бы однозначно хуже. А так – хорошее кино для тех, кто хочет отдохнуть, поулыбаться и получить положительных эмоций. И книга, в общем, такая же». В рамках затронутых в фильме тем, показательно, что Жвалевский и Пастернак сочиняют компьютерные книги. Так Евгения нашумела самоучителем «Компьютер для женщин», хотя многие программисты были возмущены «профанацией темы».
Сетевые страсти. Работая над данной публикацией, я, разумеется, ознакомился с интернет-дневниками авторов литературного первоисточника и всерьез задумался, чему уделить больше внимания: собственным впечатления или цитированием ощущений, возникших при соприкосновении писателей с экранизацией? Ведь это невероятно интересно, как и процесс отстаивания собственных позиций в «схватках» с посетителями. Недовольных не столько фильмом, сколько несколькими позициями из него. Почему, например, Минск в устах москвича – провинция, а страна – Белоруссия (а не Беларусь)? В возникшей шумихе, на второй план ушла оценка фильма, как такового. На мой взгляд, в целом получилось мило, но не слишком далеко от сериального формата. Как следствие, Анадрей Жвалевский подводит такие итоги: «Вот и отгремел, булькнув финансовым провалом, фильм “М+Ж”. Провал незаслуженный, но закономерный. Если экономить даже на афишах, если показывать фильм только в 10.00 и 22.30 в самых недоступных кинотеатрах Москвы – откуда сборы? Информационный шум принес два удивительных булька. Во-первых, оказывается, название ленты ассоциируется с … туалетом. Во-вторых, называть Минск провинцией – это признак имперской «М+Ж»политики. Но “провинциалка” – особенность характера, а не место прописки.
И Минск провинцией называют только москвичи (над ними поиздевались и авторы книги, и авторы фильма). И, в конце концов, все относительно: Европу многие американцы считают провинциальной, а европейцы тем только гордятся. Можно даже Бродского процитировать: “Если выпало в Империи родиться, лучше жить в глухой провинции у моря” – не подействует. А я родился в Империи. И счастлив жить в провинции у моря. Пусть даже это море – Минское. Поверьте, я терпеть не могу империализм любой расцветки. Но ведь в данном случае речь не о борьбе с российским империализмом, а просто о визге ущемленного самолюбия».
О сюжете. Московский программист Роман является мозгом процветающей фирмы, поэтому живет комфортно и с удовольствием, ухаживая за красавицами даже в момент нахождения за рулем джипа. А вот сотрудница издательства и студентка вечернего филфака минчанка Вероника, приехавшая в российскую столицу на книжную ярмарку, существенную часть дня отдает сражениям с собственными комплексами. Она, то и дело, пытается переубедить свою вторую «я» (куда более раскованную, отчего красивую). Например, в том, что избранная стратегия выбора спутника жизни – верна, или же, что красный цвет – не ее. Замечу, что прием подобного общения – не нов, но в данном фильме и уместный, и удачный. Так уж получается, что Романа и Веронику сводит неприятное происшествие. Прямо возле его автомобиля, мотоциклист вырывает у девушки сумочку, оставив ее даже без адреса подруги, у которой она остановилась. Проявив галантность и понимание, Роман приводит Веронику домой и обеспечивает нужной информацией. Хотя и внутренне сопротивляется этому, а вдруг она коварная воровка? Казалось бы, они расстаются навсегда, но раз за разом, продолжают сталкиваться, отчего в голову не только зрителям, но и персонажам приходят мысли о том, что некто их умышленно сводит. А Роману, что Вероника его преследует. Разбирательство в этой проблеме становится дополнительным поводом для их общения. Затем Вероника уезжает в Минск. В издательстве «Радзiма» за ней неловко ухаживает крупнейший специалист по Франциску Скорине – толстый и неловкий очкарик Виктор. Девушка в целом к нему благосклонна, но Роман, конечно же, привлекательнее… Развязка фильма, честно говоря, разочаровывает, а финальная сцена, на мой вкус, абсолютно фальшива. В ткани ленты, что приятно, немало сатиры. Например, над писателями, которых на выставках больше, чем пришедших получить автограф читателей. Пребывающие в теме поймут, сколь прелестна фраза: «Сама расскажешь или мне твой лайвджорнал читать?». Или же диалог: «Меня никто не любит…». – «И даже твой сотовый оператор?».
Отзвуки. Приглашая на главные роли 34-летнего Григория Антипенко («Заговор») и 29-летнюю Нелли Уварову («Таинственный остров»), продюсеры «М+Ж», конечно же, рассчитывали на популярность их дуэта в сериале «Не родись красивой».
Прочая информация. Сценарий А.Черныха и А.Хмельницкой. В ленте много скрытой рекламы. Звучат песни группы «B.U.N.N.Y.». Сборы в России $0,25 млн.
Номер Выпуска: KACKAD 350
http://kackad.com/kackad/?p=5622



Hosted by uCoz